Компьютерные клубы, Корея и проблемы с балансом. История киберспортивного StarCraft

Компьютерные клубы, Корея и проблемы с балансом. История киберспортивного StarCraft
Фото: © Blizzard Entertainment
Самая популярная дисциплина до CS и Dota 2.

StarCraft — основоположник киберспорта. Он повлиял не только на появление целой индустрии, но и на судьбы многих людей. В этом году ожидается несколько крупных турниров, поэтому мы решили немного углубиться в тему.

Идея создания StarCraft: Brood of War появилась из-за желания разработчика и сценариста WarCraft, Криса Метцена, сделать новую стратегию в реальном времени на тематику космоса. В то время Метцен сильно увлекался всем, что связано с освоением бескрайней вселенной.

Знакомая игрокам история Джима Рейнора и Сары Керриган формировалась постепенно, на протяжении всей разработки. Игровой процесс отличался от «Варкрафта» более глубокой проработкой деталей и общим объемом — вместо двух фракций в StarCraft было целых три: насекомоподобные Зерги, Терраны, они же люди, и древняя раса Протоссов. Каждая из них имела свои особенности, механики и стиль игры.

К примеру, Зерги могли за относительно небольшое время наплодить гигантскую армию и просто задавить ей противника. Такая тактика была очень популярна, и впоследствии ее название стало нарицательным, и преобладание числом в играх стали называть «Зерг рашем». 

Соревновательный StarCraft, как и весь киберспорт, появился на энтузиазме фанатов. Наибольшую популярность StarCraft обрел в Корее благодаря местным компьютерным клубам. На нее приходится больше половины всех проданных копий игры. Чем больше люди играли, тем лучше становились их игровые навыки и тем сильнее им хотелось показать свои умения другим, побеждать не менее крутых оппонентов.

Именно в Корее появились первые киберспортивные чемпионаты. Люди толпами собирались в интернет-кафе, чтобы посмотреть на лучших стратегов или самим попробовать свои силы. Дошло до того, что три местных телеканала сутками транслировали матчи по «Старкрафту», а его рейтинги и не думали спадать.

Смотреть на YouTube

Blizzard не ожидали ничего подобного и поначалу не знали, как быть с зарождением нового непонятного феномена. Стоит ли им вмешиваться и самим поддерживать развитие зачатков индустрии или оставить все на плечах сообщества.

Крупные компании вроде Samsung быстро смекнули, что киберспортсмены — перспективное рекламное вложение. Корейцы первыми в мире признали киберспорт настоящей профессией и провели мировой чемпионат по компьютерным играм — World Cyber Games (WCG), где среди прочих дисциплин был и StarCraft: Brood of War.

В России тоже были свои старкрафтеры. На момент конца девяностых и начала нулевых сильнейшие игроки — это члены клана Orky. Название появилось из-за одноименного компьютерного клуба, в котором играли ребята. Основатель коллектива — Дмитрий Смит, игравший под ником Dilvish, а сейчас известен многим, как президент Федерации компьютерного спорта России.

Лучшим игроком команды считался Сергей Asmodey Ожигин, победитель множества российских и зарубежных турниров. Но главное достижение — поездка на World Cyber Games в Корею, где он занял третье место. Ожигин также поучаствовал в ТВ-матчах на местном телеканал-лиге OnGameNet, занял восьмое место в общем зачете, обыграв несколько именитых звезд корейского «старкрафта». После чего в сети основали его фан-клуб с численностью более двух тысяч человек. 

В партиях «два на два» напарником Asmodey был Дмитрий Ghost Кузнецов, призер большого количества городских турниров и крупных состязаний, таких, как BW Russian и Arbalet СНГ Cup. Ghost и Asmodey долгое время оставались самым грозным дуэтом про-игроков в StarCraft.

В «Орках» играл еще один известный старкрафтер — Иван Soul Демидов. Получив приглашение в команду, он много тренировался как с российскими, так и с зарубежными игроками. Через несколько месяцев Иван смог обыграть Ожигина, эта победа подстегнула его работать еще усерднее, и вскоре он выиграл Brood War invitational в Германии.

Завершив киберспортивную карьеру, Демидов ушел играть в покер. Приобретенные благодаря Starcraft навыки стратегического мышления и аналитики неплохо помогали за покерным столом, хоть и не всегда от них зависел исход партии. Крупнейший выигрыш Ивана составил более пяти с половиной миллионов долларов.

С выходом StarCraft II профессионалы начали потихоньку уходить из Brood of War. Но вторая часть страдала от проблем с балансом. Одна из рас всегда оказывалась ощутимо лучше других. Разработчики долго пытались поправить это патчами, но выходило так, что на место одной чересчур сильной стратегии приходила другая. Разочарованные фанаты стали покидать игру, а многие про-игроки завершили карьеры.

Смотреть на YouTube

Соревнования продолжали проводиться. Правда, если до 2012 года турнирами по StarCraft и StarCraft II занимались разные операторы вроде GSL, MLG, ESL, IEM и DreamHack, то потом Blizzard решили взять все в свои руки, открыв StarCraft II World Championship Series, финал которой, по традиции, проходит на BlizzCon. Ни о какой  монополии речи не идет, независимые чемпионаты никуда не пропали, сами разработчики при организации WCS активно продолжали сотрудничать с DreamHack и ESL.

https://twitter.com/ESLSC2/status/1234115123154911234?s=20

Выпустив в 2015 году последнее дополнение для StarCraft II — Legacy of the Void, авторы смогли сделать игру более интересной, быстрой и увлекательной, наконец поправив некоторые проблемы.

К сожалению, из-за тотальной доминации корейцев вернуть прежнюю заинтересованност научно-фантастической стратегией в Европе, Америке и СНГ до сих пор не получается. С 2012 по 2019 год единственным не южнокорейским победителем World Championship Series был Йоона Serral Сотала, родом из Финляндии. В финале он обыграл своего соперника Кима Stats Дэ Ёпа со счетом 4:2.

Среди активных СНГ-игроков можно отметить Александра Bly Свисюка, занявшего второе место на Dreamhack Leipzig 2016. В одном из своих интервью он рассказывал, что большинство наших старкрафтеров не посещают крупные мероприятия из-за банальной нехватки денег, незаинтересованности спонсоров и отсутствия команды, способной оплатить поездку.

https://twitter.com/esportstarcraft/status/1214547685325164544?s=20

Начиная с 2020 года права на проведение турниров по StarCraft II перешли к DreamHack и ESL. Blizzard пошли с ними на сделку в том числе для продвижения WarCraft Reforged. Ближайшие три года зрителей ждет много соревнований в разных городах Европы и Америки, так что профессиональная сцена пока и не думает умирать.

Читайте также: