Формула 1

«Здесь могла быть ваша реклама». Самые странные ливреи машин «Ф-1»

Вспоминаем необычные ливреи в «королевских гонках».

11 февраля команды «Формулы-1» начнут презентовать автомобили на сезон-2020. Как обычно, болельщики ждут неожиданных расцветок и сюрпризов в оформлении новых болидов. Нынешним коллективам есть на кого ориентироваться в этом вопросе.

1964: «Феррари» не всегда была красной 

Протесты всегда добавляют «остроты» в спорт — Энцо Феррари подумал так же, когда из-за проблем с FIA и итальянской организацией не смог лицензировать спорткар «Феррари» 250 LM для гонок GT. Решение бойкотировать участие своей команды привело не только к смене ливреи на двух последних Гран-при сезона (США и Мексики), но и к заявке на участие в качестве другого коллектива — North American Racing Team. Соответственно, традиционные красные цвета сменились на бело-синий окрас Соединенных Штатов Америки, но это не помешало Джону Сертису стать чемпионом на «Феррари».

https://twitter.com/CalabresePier/status/1124599827189379072

1976: «Хескет» без доли стеснения 

Коллектив, принесший первую победу в «Ф-1» британскому гонщику Джеймсу Ханту, в 1976-м после ухода лорда Хескета остался практически без средств. Даже несмотря на фактический роспуск команды и последующую за этим потерю сильного пилота (Хант ушел в «Макларен»), ее менеджер Энтони Хорсли нашел спонсора и решил продолжать деятельность коллектива в «Формуле-1». «Хескет» выделялся отсутствием рекламы на своих автомобилях вообще — всего добивались своими руками. Но привычная белая ливрея с элементами флагов Англии и Шотландии сменилась на… рисунок девушки практически во всю длину машины. Все благодаря новому «титульнику» — мужскому журналу Penthouse, а также фирме Rizla, которая специализируется на выпуске табачной продукции и аксессуаров.

https://twitter.com/citadecampeones/status/559413958046920705

1979: «Шэдоу» и лев 

Ян Ламмерс при приходе в «Шэдоу» привел с собой нидерландского табачного спонсора «Самсон». Деньги делают свое дело — в команде довольны, а на машине Ламмерса красуется огромный огненный лев (символ компании). Все бы хорошо, но на эскизах, вероятно, он выглядел лучше.

https://twitter.com/MarcovanHarn/status/364681592985227264

1993: пятнистый «Лижье» 

В команде сотрудничали с табачной компанией «Житан» практически весь период своего существования — с 1976-го по 1995-й (в следующем — и последнем — сезоне «титульник» сменился). Национальный французский синий цвет отлично вписался в расцветку спонсора, а на бортах красовалась большая белая надпись «Житан», которая исчезла на две гонки в 1993-м. Причем только на одном автомобиле. Итальянского художника Уго Пратта попросили создать особенную ливрею для машины Мартина Брандла. Надпись спонсора была аккуратно и почти незаметно вписана между слоями оставшегося основой синего цвета и белыми клубами дыма. Однако все это абсолютно не считывалась, и «Лижье» стал больше походить на корову, чем на завуалированного пиарщика сигаретной компании.

https://twitter.com/1990sf1/status/1055069316025061376

1997: змеиный «Джордан» 

Команда Эдди Джордана славилась не только экстраординарными презентациями своих автомобилей, но и интересными ливреями и обходом с их помощью некоторых запретов на табачные рекламы. Изначально ярко-желтым до конца своих дней «Джордан» стал именно из-за спонсора «Бэнсон и Хэджес». Команда пошла по непростому пути — мало того, что «титульник» в течение довольно долгого времени оставался одним, так и дизайн менялся каждый сезон. Ключевым стал «нос» автомобиля (вплоть до 2002 года) — в 1997-м он был разрисован под змею, с 1998-го по 2000-й — под шершня, а в 2001-м в первый и последний раз появилась акула.

https://twitter.com/MotorPic/status/422775741139656704

Помимо рисунка, новым на тот момент стало и замещение надписи табачного спонсора на этапах, где подобная реклама была под запретом. Легким движением руки «Бэнсон и Хэджес» превращалось в B& H или «Be on edge» на боковой части машины.

2005 — 2007 и 2012: «Ред Булл» за кино и благотворительность

На Гран-при Великобритании 2007 и 2012 годов «Ред Булл» заменил привычный окрас автомобилей на ливрею из фотографий людей, ставших участниками их благотворительной программы Wings for Life. Если 13 лет назад во время этой акции машина получилась серой, то в более новой версии цветовая гамма портретов отражала оригинальную раскраску «Ред Булла» того сезона.

Не обошли компанию и фильмы. Свой дебютный Гран-при Монако в 2005 году в команде решили приурочить к выходу третьего эпизода «Звездных войн» — как раз в разукрашенной под киновселенную машине. В 2006-м выходку повторили, но уже с другой фантастикой: «Возвращение Супермэна». Интересно, что тогда Дэвид Култхард финишировал третьим и по-боевому поднялся на пьедестал в плаще Супермэна.

2007: «Хонда» и спасение планеты

Не только в «Ред Булле» в то время хотели привлечь аудиторию к важным проблемам. Этим заинтересовались и в «Хонде», когда в 2007-м провели кампанию с целью повышения внимания к проблемам окружающей среды. Передняя часть ливреи автомобиля была стилизована под Землю, задняя изображала черное пространство космоса. Правда, единственным, что в том году завоевала команда, была награда от «зеленой» программы ООН. 

2011: ироничная «Хиспания»

Несмотря на не самую лучшую финансовую составляющую, ливрею для HRT в 2011 году создавал голливудский художник Даниэль Симон. Однако проблемы с деньгами все-таки сказались — вплоть до середины сезона, когда у «Хиспании» поменялся владелец, на машине красовались надписи «Здесь могла быть ваша реклама», «Место для вашего логотипа» и «Классное место для вашего баннера».

Расписание презентаций машин сезона-2020:

  • «Феррари» — 11 февраля (Реджо-Эмилия)
  • «Ред Булл» — 12 февраля (официальный сайт)
  • «Рено» — 12 февраля (Париж)
  • «Макларен» — 13 февраля (Уокинг)
  • «Альфа Таури» — 14 февраля (Зальцбург)
  • «Мерседес» — 14 февраля (Сильверстоун)
  • «Рэйсинг Пойнт» — 17 февраля (Мондзе)
  • «Уильямс» — 17 февраля (официальный сайт)
  • «Хаас» — 19 февраля (Барселона)
  • «Альфа Ромео» — 19 февраля (Барселона)

Читайте также: