Формула 1

Топ-5 крутых автодромов. Почему они больше не используются в гонках «Формулы-1»?

Топ-5 крутых автодромов. Почему они больше не используются в гонках «Формулы-1»?
Трасса «Фудзи» / Фото: © Getty Images / Handout / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
В следующем году «королевские гонки» спустя 35 лет вернутся в голландский Зандворт. «Формула-1» пытается расширить границы и открыть новые точки на карте мира, но что может быть проще и лучше добавления в календарь старых треков, сражения на которых у многих в памяти с самого детства? Мы решили вспомнить самые яркие и захватывающие дух гонки на трассах, которые остались без «королевы автоспорта», но могли бы последовать голландскому примеру в будущем.

Когда от Гран-при Франции не рябило в глазах («Дижон-Пренуа», 1979)

«Формула-1» ассоциируется с борьбой, а эталоном этой борьбы можно назвать сражение Жиля Вильнева и Рене Арну во время Гран-при Франции 1979 года. Действо происходило на трассе «Дижон-Пренуа», которая хоть и приняла всего шесть гонок «Ф-1», однако запомнилась дуэлью колесо в колесо.

Ближе к концу дистанции Вильневу удалось оказаться впереди Арну, но на последних кругах «Рено» Арну обогнала «Феррари», дав старт историческому сражению. Пилоты пять раз менялись местами, до касаний боролись колесо в колесо не только на прямых, но и в поворотах, не уступая ни сантиметра друг другу и соревнуясь… за второе место. На финише Вильнев выиграл у Арну меньше четверти секунды, и первое, что сделали гонщики после финиша, — пожали друг другу руки.

Сама трасса, чередовавшаяся в календаре с «Поль-Рикаром», исчезла из «Ф-1» после 1984 года. Сейчас там проходят местные соревнования, а после реконструкции в 2001-м ездят и картингисты.

Истоки австралийского Гран-при («Аделаида», 1986)

«Аделаида» не из тех городских треков, что сделаны просто для красивой телевизионной картинки, удобства или из-за желания организаторов попробовать что-то новое. Она вмещает в себя все нужное для хорошей городской трассы: быстрые и медленные повороты, иногда с изломом в 90 градусов, и возможности для обгона. Как и «Дижон», она не закрепилась на долгие годы в календаре — за плечами «Аделаиды» лишь 11 уик-эндов «Ф-1», зато сейчас по улицам города вовсю разъезжают автомобили серии «Суперкарс». Первый Гран-при Австралии прошел здесь в 1985-м, и уже годом позже континент принял гонку, в том числе за которую многие хвалебным словом вспоминают этот автодром.

К последней гонке сезона претендентами на титул подошли трое гонщиков: пилоты «Уильямса» Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, а также Ален Прост из «Макларена». Все казалось просто: для победы в чемпионате Мэнселлу нужно было приехать третьим или выше, а в этом мало кто сомневался.

На середине дистанции Прост из-за небольших повреждений после касания с автомобилем Герхерда Бергера заехал на пит-стоп. После быстрого осмотра резины на «Макларене» инженеры шинного поставщика «Гудьир» сообщили другим командам, что их шины находятся в хорошем состоянии и смогут выдержать большую часть дистанции без замены на новый комплект. В «Уильямсе» решили довериться и ехать на одном комплекте до самого конца, тем более имея перед глазами живой пример в виде Кеке Росберга, ни разу не заезжавшего на пит-стоп. Но этой уверенности хватило лишь до 63 круга, когда на прямой на скорости около 300 км/ч у Мэнселла лопнула задняя правая шина и выбила титул у британца прямо из рук. В итоге «Уильямс» не стал рисковать и зазвал в боксы Пике, тем самым отдав победу в чемпионате Просту.

Последний Гран-при на этом автодроме, прошедший в 1995 году, собрал 210 тысяч зрителей на трибунах и был признан лучшей гонкой сезона.

Альтернативная Испания («Херес», 1997)

Не только Австралия переживала на себе борьбу за чемпионский титул в последней гонке. Этап в испанском Хересе принял решающий удар в 1997-м, когда и прошел последний уик-энд «Ф-1» на этом треке. Перед гонкой конкурентов отделяло лишь одно очко: Михаэль Шумахер стремился стать трехкратным, а Жак Вильнев был на пути к своей первой виктории. Однако немец сам выпустил победу из рук.

На 48 круге шедший вторым Вильнев атаковал лидирующего Шумахера: когда Жак почти выехал из поворота первым, Михаэль буквально повернул в соперника в явной надежде на его вылет с трассы. Но в гравий отправился сам Шумахер, а Вильнев спокойно поехал дальше… После финиша судьи посчитали действия гонщика «Феррари» преднамеренными и лишили его всех очков, набранных в сезоне-97.

Трасса была исключена из календаря «Ф-1» по забавной причине — на церемонии награждения после этой гонки мэр Хереса Педро Пачеко явил миру трофей, который должен был быть представлен представителем компании «Даймлер-Бенц». С тех пор Хересу было доверено принимать только тесты.

Такая дождевая Япония («Фудзи», 2007)

Японские гонки на фоне горы «Фудзияма» были особенными, причем все четыре. 1976-й запомнился болельщикам отказом недавно чудом спасшегося Ники Лауды участвовать в сумасшедшем дождевом Гран-при, где решалась судьба титула. 1977-й — последней победой Джеймса Ханта. 2008-й — красивым триумфом Фернандо Алонсо и плотной борьбой в пелотоне. А в 2007-м была полная хаоса гонка, где 20 кругов после старта пилоты ехали за машиной безопасности из-за ливня. Можно рассказать о многих моментах, но хочется вспомнить один, навевающий дух той Фудзи из 20 века и на секунду предающий ощущение дежавю, возвращая во французский «Дижон-Пренуа» образца 1979-го — только дождливый и буквально выходящий за границы.

Да, именно за границы трассы постоянно выезжали борющиеся между собой Фелипе Масса и Роберт Кубица. На последних кругах гонки пилоты подарили болельщикам красивое сражение, во время которого продемонстрировали умение контролировать автомобиль в ужасных условиях. Они несколько раз выезжали на газон, при этом продолжая движение колесо в колесо. Любопытно, что оба пилота были наказаны проездом через пит-лейн за разные инциденты, а на финише их разделили 0,243 секунды.

Последний Гран-при прошел на этом треке в 2008-м. Дальше «Фудзи» должна была чередоваться в календаре с «Судзукой», но из-за финансового кризиса «Тойота», которой и принадлежит эта трасса, отказалась нести расходы на проведение этапа.

Когда Тильке смог («Истанбул парк», 2010)

«Истанбул парк» — четвертое творение Германа Тильке, на котором прошло лишь семь Гран-при «Ф-1». Самым запоминающимся стал этап 2010 года, где начался довольно острый период в командных отношениях между Себастьяном Феттелем и Марком Уэббером.

К уик-энду в Турции гонщики «Ред Булла» приехали с одинаковым количеством очков на первой и второй позициях в чемпионате, поэтому борьба в гонке разыгралась нешуточная. После середины дистанции Уэббер был впереди Феттеля, и это немца явно не устраивало. В конце длинной прямой им обоим надо было вписаться в поворот, но пилоты, едущие бок о бок, не хотели друг другу уступать и попросту столкнулись. Себастьян сошел сразу, а Марку удалось доехать до конца и даже оказаться третьим.

Турция исчезла из календаря «Ф-1» в 2012-м из-за увеличения затрат на проведение Гран-при. 

Смотрите и читайте также: